Сергей Терентьев — мастер спорта, тренер – направления Эндуро, контраварийная подготовка, мотокросс в Dirt riders camp. Сергей Терентьев стал призером множества состязаний: призер Чемпионатов России по мотокроссу, суперкроссу и эндуро; в 2017 году стал победителем Pro по итогам трех заездов по эндуро-кроссу; чемпион кубка мотоциклетной федерации по сноубайку (2018); второе место на первом этапе чемпионата РФ по экстремальным гонкам (2019).
О тренировках по хард-эндура, подходе к обучению, отличиях Эндуро от Хард Эндуро и еще о многом полезном и интересном поговорил Phd. Олег Мальцев с Сергеем Терентьевым в интервью.
ОМ: Здравствуйте! Очень рад нашему знакомству!
СТ: Взаимно, Олег Викторович!
ОМ: Я так понимаю Вы уже очень долго занимаетесь мотоспортом?
СТ: В целом22 года я занимаюсь мотоспортом, 15 лет – мотокроссом, 7 лет – Эндуро и последние 4 года – это хард Эндуро.
ОМ: Как раз о хард эндуро я и хочу с Вами поговорить. Вы достаточно необычный человек. Поверьте, я знаком с множеством людей в мотоспорте и могу с уверенностью сказать, что у Вас есть то, чего нет у других – это собственный подход к самообучению и обучению других. Откуда же родился у Вас этот подход? Из собственного опыта?
СТ: Скорей всего да. Я по жизни очень наблюдательный человек и считаю себя хорошим аналитиком. Я слежу за мировыми гонщиками, ставлю часто на стоп-кадр видео с мировых этапов и смотрю не как человек в горку заезжает, а в целом: его стойка, движение локтей и так далее. То есть, я анализирую, как чемпионы мира делают какие-то элементы в Эндуро.
ОМ: Значит мы могли бы сказать, что просмотр видеомастеров, чемпионов – это очень полезная вещь для любого райдера?
СТ: Безусловно, потому что там, где я занимался именно мотокроссом были не особо квалифицированные тренера и приходилось учиться на своих ошибках. Я понимал, что это долгий путь, поэтому смотрел на чемпионов и анализировал их езду. Именно благодаря видео про мировой мотоспорт я узнал достаточное количество информации, чем благодаря русскому мотоспорту. Вы же понимаете, что уровень мирового мотоспорта по сравнению с российским – это небо и земля.
ОМ: Он еще и поделен на две части: американскую и европейскую. У американцев один взгляд на мотоспорт, а у европейцев другой. Далее хотел бы вот что спросить. Давайте представим, что я ничего не понимаю в мотоспорте, какой мне выбрать первый мотоцикл?
СТ: Чтобы ответить, мне нужно задать Вам пару встречных вопросов. Какая Ваша финальная цель? К чему Вы стремитесь?
ОМ: Спорт – это очень хорошо: достижения, чемпионство и т.д. Но очень узко. Я имею в виду человека, который в качестве хобби решил использовать хард Эндуро или Эндуро. Лично мне сложно разделить Эндуро и хард Эндуро, то есть все бездорожье – это Эндуро. Допустим, если я никогда не ездил по бездорожью, то для меня и проселочная дорога будет бездорожьем, страшным препятствиям, а для человека, который занимается 10 лет мотокроссом, эта дорога вообще не препятствие – «сел и поехал». По сути, преодоление препятствий от грунта и заканчивая разными бревнами и горками определяет класс райдера. И для человека, который не занимался мотокроссом, любая проселочная дорога или просто езда в стойке уже Хард Эндуро.
СТ: На самом деле есть отличие Эндуро и Хард Эндуро. Есть такое понятие как равнинные гонщики, у которых нет рядом гор. Они катают классическое Эндуро – это бревна, легкие холмики, спуски и т.д. А к Хард Эндуро относится как раз горная местность, где уже другие высоты и градусы. Там своя спецификация и другие навыки нужны. В этом и есть отличие.
ОМ: Горы – это всегда проблемы и без мотоцикла. Значит для новичка – райдера сложный мотоцикл не нужен?
СТ: Нет, не нужен. По своему опыту могу сказать, в этот спорт приходят взрослые дяди с синдромом «большого кошелька». То есть они хотят все самое мощное и самое крутое, а это как раз и мешает развитию специальных спортивных качеств у человека.
ОМ: А Вы на каком мотоцикле ездите?
СТ: На двухтактном Husqvarna 300 кубиков. И могу сказать, если я поеду на 250 мне все равно будет комфортно, я смогу заехать в те же горы и исполнить все трюки.
ОМ: А вес райдера играет роль?
СТ: Если человек весит 120 кг и у него нет никаких навыков, то 300 кубиков его могут угробить, потому что это уже более профессиональный мотоцикл с мощным подрывом.
ОМ: Значит даже если вес большой все равно нужно начинать со 150 – 200 кубиков?
СТ: Да, все верно. Я всегда провожу аналогию с мотокроссменами. Если детям хватает роста ездить на большой кубатуре – они же все равно не садятся на мощные мотоциклы. Они начинают с низов, с основ. Освоили одну кубатуру – выступили на соревнованиях, поняли, что могут уже лучше и пересаживаются на более мощную кубатуру. Так же и в Эндуро.
ОМ: В любом случае лучше купить что-то на подобие Kawasaki 230 KLX для того, чтобы научиться просто ездить?
СТ: Верно, для ознакомления. Так как мощная кубатура может просто напугать человека и после падения он может просто отойти от этой темы навсегда.
ОМ: Скажите Сергей, одни ли и те же принципы езды на мотоцикле в городе и по бездорожью?
СТ: Я считаю да. Потому что для езды в городе люди покупают себе литр 1000 кубовый и просто не могут справиться с ним. Извините за данную аналогию, но посади обезьяну на мотоцикл – она газ откроет и так же быстро как человек поедет. Но именно с моментом входа в поворот с весом и не справляются.
ОМ: Простой пример. Я живу в Одессе и ехать на машине больше 40 км/ч не могу, с мотоциклом точно так же. В городе, где допустимая скорость не более 40 км/ч попросту негде разогнаться. Даже если у меня какой-то безумный мотоцикл в 200 лошадиных сил, то как бы я не крутил ручку газа – через 25 метров светофор. Все время разгоняться, а потом сразу же тормозить – это же ужасный дискомфорт. А на бездорожье еще хуже.
СТ: Мощная техника провоцирует крутить ручку газа, нарушать правила. Например, райдеры пролетают на красный свет, потому что едут на «литре» и считают, что они супер-мэны. Я общался с людьми, у которых после 1-2 месяца сиденья на мотоцикле вырастали крылья и им начинало казаться что они уже все умеют. Они начинают катать девочек, демонстрировать какие они «крутые» гонщики и просто убивают себя и других людей.
ОМ: Я смотрю на это все и понимаю, если бы это была Москва или Киев, можно было бы набрать скорость на проспектах, а в провинциальном городе открутить негде, только на объездных дорогах. Максимальная скорость составляет 90 км/ч. Люди у которых по 6 кругосветных мото-путешествий за спиной говорят, что нет смысла ехать быстро, так как ты ничего не видишь. Они же мир поехали посмотреть, а если ехать 200 км/ч, то ничего кроме трассы ты не увидишь. Но давайте вернемся к Эндуро. Взяли небольшой мотоцикл и теперь нужно научиться на нем ездить. Банальных вопросов задавать не буду, так как Вы это все много раз объясняли. Как человеку научиться ездить в стойке?
СТ: Нужно обратиться к тренеру. Мотоспорт, как и любой другой спорт, пока ты не поставишь технику, тебе будет тяжело. Ты будешь очень быстро уставать и не получать удовольствия столько, сколько человек, который освоил эту технику. Чем большим количеством навыков Вы обладаете, тем больше кайфа от езды Вы получаете. Не стоит экономить на тренере и своем здоровье. Тренер Вас за месяц научит нужным навыкам, которые Вы сами бы осваивали год.
ОМ: То есть Вы считаете, для того чтобы научиться спокойно ездить в стойке по бездорожью месяца достаточно?
СТ: Да, достаточно.И можно смело приобретать дополнительные навыки.
ОМ: А какие далее приобретаются навыки?
СТ: В Эндуро стойка на ногах – это основа для продвижения всех дальнейших навыков. Спуски, подъемы, бревна, переезды других каких-то элементов, речки, канавы, перепрыгивание – это все делается на стойке.
ОМ: Для того чтобы мне переехать через бревно, мне же надо для начала оторвать колесо переднее от земли?
СТ: Не обязательно, можно просто встать на ноги и на одной «строчке» газа просто переехать за счет амортизации мотоцикла. Здесь важный момент, чтобы у человека было понимание что он делает и что ему нужно сделать в случае экстренной ситуации. Есть люди, у которых нет понимания, но они смельчаки и им часто везет. Но это до первого серьезного падения. Я не одного такого человека видел, у которого что-то щелкает после падения, появляется резко страх, и вся одаренность куда-то уходит.
ОМ: История с мото-ботинками. Никто не хочет их носить. У меня у самого три пары дома стоит, и я их крайне редко обуваю. А причина банальная – в них не удобно. В кроссовках намного удобней кататься, но на тренировки нужно обязательно обувать мото-боты. Как и в поездку, потому что если с ногой что-то случиться, а до ближайшего населенного пункта 60 км, то придется вызывать вертолет. И в мото-ботах нога гораздо устойчивее стоит на подножках.
СТ: А еще это связано с психологией. У человека появляется уверенность, так как он в защите, и он может сделать что-то посложнее, чем человек в кроссовках.
ОМ: А когда человеку уже можно купить мотоцикл с большей кубатурой? Возможно ли как-то протестировать человека?
СТ: Когда навыки райдера доходят до определенного уровня и он катается с другими ребятами. Очень важно кататься с другими райдерами. Человек смотрит на мотоциклы других райдеров, может попросить прокатиться на каком-то более тяжелом и тогда четко понимает разницу. Иногда райдер катает на «воздушном» KLX и думает, что он идеален, но когда пересаживается, например, на более профессиональный мотоцикл товарища, более современный по ходовым качествам, более мощный, с водяным охлаждением, тогда он понимает, что при езде он в разы тратит меньше сил и больше получает кайфа. Вот тогда и приходит понимание, что пора менять мотоцикл.
ОМ: Итак, человек научился ездить в стойке, научился подниматься и спускаться сидя и в стойке на/с небольших горок, ездить по лесу, по горам, есть ли далее какие-то стадии обучения Эндуро?
СТ: Эндуро – это некий совмещенный спорт. Эндурист должен обладать навыками как кроссмена, так и треалиста. Если посмотреть на Грэма Джарвиса, ему было проще начать заниматься Эндуро, так как он чемпион по треалу, а в треале основа – работа с сцеплением, перенос веса, прыжки собственным телом. Одно дело, когда человек просто научился ездить, далее ему нужно просто повышать свои скоростные качества, а они повышаются только в мотокроссе. Кроссовая трасса не большая, всего километр, и Вы за это расстояние максимально насыщаете себя элементами. В Хард Эндуро очень важен баланс, а баланс – это уже больше к треалу. Поэтому мировые спортсмены обязательно тренируются и мотокроссу и треалу. Поэтому я и утверждаю, что Эндуро – это совмещение нескольких видов мотоспорта.
ОМ: Я разговаривал с несколькими специалистами в области кантрикросса и мотокросса в США и Европе, и они расходятся во мнениях. Позиция, которую Вы озвучиваете, американская. А Европейцы говорят, что Эндуро – это некая отдельная дисциплина и ей нужно сразу учиться, ничего не нужно совмещать. Так вот правда, скорей всего, где-то посередине. Как баланс между двух крайностей. Американцы просто помешаны на мотокроссе, что он отец всех видов мотоспорта.
СТ: Я так же считаю. Человек, который занимался мотокроссом, сможет легко прийти в другой мотоспорт и быстрей достичь успеха. Потому что мотокросс совмещает все в себе, и понятие траектории, и открытие поворота, такие элементы как подъем переднего колеса, перенос веса, и так далее. А если с другого мотоспорта прийти в мотокросс – так не получится.
ОМ: Давайте определим некие стадии повышения навыков райдера?
СТ: Есть следующие стадии:
- Лайт Эндуро – человек катает легкие тропки, небольшие бревнышки, то есть легкое бездорожье.
- Медиум Эндуро – более высокие горки и крутые градусы, когда человеку надо активней тренироваться, получать дополнительные навыки.
- Хард Эндуро – человек начинает считать себя спортсменом, дополнительно занимается треалом, повышает навык баланса, и начинает посещать соревнования.
ОМ: Предположим у нас существует некая группа специалистов, которым нужно через некие препятствия (леса, горы) попасть в конкретную точку назначения. Чтобы подготовить такую группу, сколько понадобиться времени?
СТ: Я думаю около 2ух лет с учетом минимальных трех занятий по 2 часа в неделю. Зависит от того на сколько заинтересован человек и правильного подхода тренера.
ОМ: То есть 2 года обучения – это минимальная база для того чтобы совершать такого рода путешествия с целью исследований?
СТ: Думаю возможно и быстрее, но с учетом всех рисков, которые могут произойти в путешествии, чтобы человек точно знал, что ему предпринять в какой-то экстренной ситуации нужно совершать обязательно тестовые выезды.
ОМ: А если с джунглями мы будем иметь дело?
СТ: Точно так же. Но нужно понимать, что люди все разные. По моему опыту могу сказать, что кто-то за неделю базовые навыки осваивает, не идеально, но исполнить нужное может, а кому-то и несколько месяцев мало. Разные зоны страха. И я всегда говорю своим ученикам, какой бы у вас тренер не был, хоть стократный чемпион мира, пока вы в своей головой не выстроите нужную цепочку действий толка не будет. Мотоцикл – это совокупность многих действий воедино.
ОМ: А езда на горном велосипеде полезна для Эндуро?
СТ: Конечно. Я сам иногда катаюсь на велосипеде. Такая база как езда на заднем колесе и переднем проще понимается на велосипеде. Вес играет большую роль, то ли Вам на переднее колесо поднять 100 с лишним килограмм, то ли 12 кг. Велосипед может ускорить освоение базовых навыков для езды на байке.
ОМ: А Вилли – это неотъемлемая часть мотоспорта или некий показатель класса?
СТ: Все вместе. Есть люди, которые далеки от спорта, но шикарно ездят на Вилли. Есть такой вид спорта стэндрайдинг – это основа езды на заднем и переднем колесе. Человек, который освоил езду на заднем колесе, может начать делать более сложные элементы. Тут закладываются навыки правильного положения тела, рук, правильный выжим сцепления и газа, сборка всего в воедино, а это очень важно для мотокросса.
ОМ: То есть все эти элементы являются подготовительными для преодоления препятствий в последствии?
СТ: Верно. В реальных условиях это все нужно. Без этих навыков, как тот же переезд бревна на более профессиональном уровне займет больше времени и сил.
ОМ: Многие люди считают, что кататься и тренироваться – одно и то же. Но это же не так?
СТ: Сейчас уже люди понимают, что кататься и тренировка, это разные вещи. Как правило все хотят кататься. Ко мне приезжает много людей, из 10 будет только 1 человек, который целенаправленно хочет тренироваться. Сейчас огромная проблема найти ребят, единомышленников, которые готовы отдаваться тренировкам.
ОМ: Мы с Вами всегда будем заложниками этой ситуации, так как те, кто занимается Хард Эндуро – это люди самодостаточные, у которых есть деньги, в возрасте 35-45 лет. Такие люди не очень хотят тренироваться, тем более 2 года, они считают, если дали 12000$ за KTM, то он их сейчас довезет на Луну. Детей в Хард Эндуро нет. Это очень дорогой вид спорта.
СТ: Вы совершенно правы.
ОМ: И последний вопрос: с Вашей точки зрения, сколько понадобиться времени человеку, который начинает заниматься Эндуро, чтоб стать гонщиком, добивающимся значительных результатов в гонках?
СТ: Около 5 лет понадобиться тренироваться, чтобы человек начал достигать значительных результатов в гонках на уровне страны. Одно дело овладеть навыками, а другое дело применять их в стрессовых ситуациях. А гонка – это всегда стрессовая ситуация, человек там борется с толпой, с конкурентами. Это психология, нужно уметь работать со своей головой. Нужно уметь ехать первым, потому что за тобой едет толпа из 40 человек и более, и все хотят тебя обогнать.
ОМ: Спасибо Вам огромное за это интервью! Думаю, мы с Вами обязательно увидимся.
СТ: Было бы очень здорово. Спасибо Вам! До встречи!