Научный институт   О МотоЖурнале Контакты

Теория: тренируемся управлять мотоциклом

Напомним, 31 июля осуществился первый выезд на мотоциклах на дальнее расстояние под руководством основателя нашего мотожурнала, ученого Олега Мальцева. Группа из 7 человек на мотоциклах Honda Gold Wing, Kawasaki Versys-X 300, KTM 890 Adventure, Kawasaki Z250SL, Kawasaki H2sx, Benelli TNT 302S преодолела дистанцию в 600 километров, при этом находясь в пути в общей сложности 14 часов. [от редакции]

Руководитель мотопутешествия PhD. Олег Мальцев. Маршрут путешествия

«Чтоб навык воспитать, нужно много и долго тренироваться, разбираться в предмете, работать от заката до рассвета».

Человек всегда следует по пути наименьшего сопротивления. И, например, обучение езде на мотоцикле — это отличное знакомство с действительностью. Считаешь себя сильным и смелым? Отлично! Садись на байк, покажи себя. Чаще всего происходит так: чудак-естествоиспытатель буквально 3 минуты покичился, «открутил заслонку» да и упал. Мотоцикл как тренировочная модель позволяет достаточно чётко увидеть, что с тобой не так — как только что-то делаешь неверно, сразу падаешь или попадаешь в неприятность. Так человек пару-тройку раз упадет, да, гляди, и поумнеет сразу же. Или задумается, а зачем ему вообще учиться этому? Зачем ему мотоцикл? Зачем все эти муки? Так, вопрос «зачем?» определяет необходимость в информации, он стоит на страже объективности заключения, а нужно ли человеку вообще в некой информации «Х» разбираться, зачем ему она. Имеет ли «Х» к делу какое-то отношение или не имеет? Если человеку удаётся определиться и самому себе откровенно ответить, что «да, имеет прямое отношение к делу», соответственно, пришла пора вопроса «почему?».

Проводя регулярные тренировочные занятия по езде на мотоцикле, я давно уже обратил внимание на то, как люди подходят к тренировке, какое внимание они ей уделяют и как они тренируются. В основном они отрабатывают уже то, что умеют. Ребята, так тренироваться нельзя. Отрабатывать то, что ты и так умеешь, – это не тренировка. Занятия предназначены для того, чтобы делать то, что ты не умеешь. Но все люди делают прямо наоборот.

Сколько длится тренировка?  Неизвестно. Например, моя тренировка длится до определённого события. Я могу тренироваться 20 минут, и это будет полноценная тренировка, а могу 4 часа, и это будет тоже полноценная тренировка. Я не знаю когда произойдет то событие, до которого длится тренировка. И тут у читателя может возникнуть вопрос: а откуда же появляется это самое событие? А вот здесь и заложена вся пакость тренировки. Дело в том, что все люди «тренируются, потому что тренируются», помните, как говорил Портос в произведении “Три мушкетёра»: «я дерусь, потому что дерусь». Если на тренировку не ставится конкретная задача, то это не тренировка — это времяпрепровождение, то есть развлечение. И совершенно не важно, как вы развлекаетесь, это не имеет значения, в бассейне плаваете, в спортзал ходите – это просто дискотека под музыку. Тренировка требует постановки задачи в начале.

Если провести параллель со специальными военными подразделениями, то вы увидите, что у них прежде, чем начать какую-либо тренировку, проходит ряд совещаний, распределяются задачи по подразделениям, ставятся задачи для конкретной группы и так далее. То есть началу любой тренировки предшествует неделя подготовки. Если человек выходит на полосу препятствия, то ему ставится четкая задача, например, отработка одного единственного элемента всеми возможными способами. Обратите внимание, что это происходит не на всей полосе целиком, а только на определённом участке и только одного элемента, и занятие длится совершенно конкретное время.

Тренировка — это сознательное ежедневное внесение в себя изменений. Тренировка — это раздел психологии, а не раздел нейрофизиологии, физиологии и т.д., это все требуется знать до того, как начнете тренироваться. Психология — это вообще единственная наука, которая отвечает за тренировку. И проводиться тренировка должна в условиях, максимально приближенных к боевым. Например, если вы будете учиться фехтованию, используя резиновый нож, то это вас ни к чему хорошему не приведет. Вы начнете допускать мысли, что если вас ударят этим ножом, то с вами ничего не случится. Раньше наши предки учились фехтовать тупым оружием, металлическим, но тупым. Каждый удар, каждый выпад сопровождался переломом ребра или чего-нибудь ещё. И все прекрасно об этом знали. Но сегодня воинское искусство превращено в фитнес, и не более того. Человек – такая субстанция, которая очень плохо понимает слова. Люди вообще слов не понимают, люди хорошо и быстро реагируют на поступки, на явления, на обстоятельства. То есть, человек привык изменяться под воздействием обстоятельств, под воздействием явлений, под воздействием внешней среды, и совершенно не привык изменяться под собственным воздействием.

90% людей, которые занимаются преподаванием чего-либо, не имеют об этом ни малейшего преставления. И 90% людей, которые что-либо делают, тоже не имеют ни малейшего представления о том, что они делают. Всё, о чем они говорят и что показывают, – это отражение опыта других людей, который они присвоили себе.

Я пообщался со многими известными мотогонщиками и инструкторами об особенностях управления байком, о методике и тактике, о программах тренировки и о многих других элементах, которые важно учесть при постановке навыков езды на мотоцикле. И вывел, что всего существует три линии, на которых стоит вся мотокультура вождения мотоцикла: линия Кейта Коуда, линия Джерри Палладино и линия Дэвида Хаффа. Существует еще отдельный класс – это те, кто ездят в кругосветные путешествия, например, такие как Ник Сандерс, Тед Саймон. Коуд многие годы посвятил исследованиям. Эксперт в области безопасного движения Хафф на собственной шкуре прошел множество путешествий, написал 4 книги, и он единственный, кто заговорил о тактике езды в городе. Палладино разработал уникальную методику преподавания и создал серию видеокурсов об управление тяжёлым мотоциклом. По сути своей все свои знания ими были приобретены опытном путем, то есть в них нет научной основы.

Так вот, всем я задавал один и тот же вопрос: «сколько времени нужно, чтобы научиться ездить на мотоцикле?». И получал от каждого разные цифры, кто-то говорил достаточно 2-3 дней, а где-то цифра увеличивалась до двух недель. Если говорить объективно об обучении езды на мотоцикле, то ни за 2 дня, ни за месяц, ни за 2-4 месяца вы ездить на мотоцикле не научитесь, для этого нужна серьезная программа подготовки. Хотя, конечно, все зависит от того, что мы вкладываем в понятие «ездить на мотоцикле». Если вы в паркинге можете тронуться на мотоцикле на первой передаче и проехать 2 метра, то, в принципе, вы уже ездите.

Какие критерии мы предъявляем к езде? Поговорим о том, как строится система тренировки. Сначала у человека возникают базовые навыки. Кто-то скажет, что это и так очевидно. А что вы этими базовыми навыками считаете? Только не спешите отвечать мне на вопрос, представьте себе, что я знаю программы всех мировых мото-школ наизусть. Так что вы считаете базовыми навыками?  Я вам скажу пару вещей, которые вы не знаете, например, ни одна школа не учит трогаться в горку. Вы скажите: ну как же так, в фильмах Джерри Палладино показано, как его жена Донна трогается в маленькую горку. Что я вам скажу – так, как показано в его фильме, трогаться в горку не научишься. Палладино – это единственный человек, у которого этот элемент есть в программе. Я сейчас не буду объяснять, как нужно правильно трогаться в горку, не тема статьи, но в дальнейшем подробно об этом напишу.

Если вы посмотрите на то, как обучают в мото-школах, то увидите, что все учатся на площадке. Скажите, эта площадка соответствует тому месту, где вы будете ездить? Конечно, нет. Вот эти конусы соответствуют тому, что вы будете делать? Нет. Это все упражнения призваны для того, чтобы вы осмыслили базовые навыки. Даже не научились, а только осмыслили. По сути своей, вам нужно научиться определенным вещам, и эти вещи разбиты на блоки. Вам нужно научиться тому, что вы будете делать в  городе: трогаться, останавливаться, выезжать из поворота с места, въезжать на горку и так далее. Есть разные ситуации, и во всех этих ситуациях вы должны быть как рыба в воде.

Как-то раз я слушал интервью одного парня, который не является ни мото-наставником, ни мото-инструктором, это просто интересный взрослый молодой человек, который очень любит ездить на мотоцикле. Он говорил о том, что все эти тренировочные площадки и автодромы, на которых учатся все ездить, он бы не сдал. При этом у него за спиной безаварийно пройдены тысячи километров. Парень рассказывал, что его учили ездить на мотоцикле не инструктора из мотошкол, а его близкий знакомый. Этот человек давал ему те советы, которые в общей сложности и позволяли 20-30 лет ездить безаварийно и путешествовать по всей Европе. А в адрес «великих» водителей он сказал: «вы нихрена не умеете ездить на мотоцикле». Отсюда возникает вопрос: а что такое «умею ездить» ?

Теперь послушайте меня как ученого. «Умею» – это стадия глубины понимания того, что вы делаете, и стадия выдрессированности вашего тела. Представьте себе, что ваша тело — это дрессированная собака. Так вот, сначала вам нужно научиться что-то делать, и это только первая стадия. Те упражнения, которые мы делаем, мы делаем с одной единственной целью: как можно быстрее поехать в город. Вы скажите: как можно быстрее поехать в город, так это ведь можно с ума сойти так долго ждать. Да, конечно, можно, так вы не ждите, а тренируйтесь. Для чего мы ездим по ночам? Ну, во-первых, ночью движение на дорогах практически нулевое, это позволяет ставить эксперименты и не подвергать опасности других водителей. Во-вторых, ночью вы толком ничего не видите. Ваш враг — это глаза. Каждый раз, чтобы вам что-то сделать, нужно посмотреть на приборную панель, поискать кнопку и тд. Ночью этого всего не видно, вам придется все делать на ощупь. Две такие поездки, и вы уже знаете как устроен ваш мотоцикл. А 10 таких поездок в город по часу каждый день – и вы уже будете ездить на ощущениях. То есть вы выключили глаза и перевели все свои тактильные действия на ощущения, не используя глаза. Вам глаза нужны для того, чтобы оценивать обстановку, а не для того, чтобы управлять мотоциклом. Далее полученные навыки необходимо перевести на рефлекторный уровень.

Зачем 14-часовое мотопутешествие?

Оно нужно именно для того, чтобы перевести управление мотоциклом на рефлекторный уровень. Вы спросите: правильно я понимаю, мы собираемся компанией друзей и едем 14 часов, то есть 7 часов в одну сторону и 7 часов – обратно? Нет, так ничего не получится, для того чтобы тренироваться, нужны специальные условия.

В нашей первой 14-часовой поездке мы использовали определенный метод, который обязывал человека действовать в группе таким способом, который заставляет тело перейти на рефлекторный уровень в различных условиях. Требования: скорость до 100 км/ч, расстояние – 500-600 км, 7 часов в одну сторону и 7 – в другую, +/- отдых, заправка, еда и так далее. Какая на вас будет одежда, обувь, шлем и дополнительные вещи, вы решаете сами. Нами был выбран конкретный маршрут, определены точки остановок, кто и за кем будет ехать и мотоциклы – разные мотоциклы. Почему мотоциклы должны быть разные? Если вся группа будет ехать на одинаковых мотоциклах, например, на «спортухах» или на турэндуро, то толку от этой тренировочной поездки не будет никакого. Сейчас поясню почему. Представьте себе, что вы едете колонной, кто-то едет на спортбайке, кто-то на турэндуро, кто-то на большом туристе, и у каждого байка разная мощность, а ехать всем нужно вместе и не выпадать из своего места в колонне.

Вы сейчас, вероятнее всего, читаете и думаете «да что тут сложно», но на самом деле это упражнение выполнить очень сложно, потому что когда вы едете, например, на спортбайке на скорости 40-50 км/ч замыкающим в колонне, то вас это, как минимум, начинает раздражать. А это и формирует вас как райдера, заставляет вас перевести всё на рефлекторный уровень, показывает над чем вам нужно работать. На спортухе легко ездить быстро и сложно ездить медленно. Поэтому все падения на спортбайках как раз и происходят на медленной скорости. Когда я говорю о падениях, то имеется в виду не открутили 200 км/ч и влетел в столб, а когда вы едите, например, на серой зоне сцепления или трогаетесь со светофора. Попробуйте присмирить литровый мотоцикл типа Kawasaki Ninja на малых скоростях, он ведь не хочет ехать медленно, ему нужно лететь над дорогой, а тут вы едете в колонне со скоростью 40 км/ч. Мало того люди, которые с вами поехали, обладают разными навыками управления. Трасса у вас смешанная, где-то кантри-кросс, где-то полуэндурная, местами полушоссейная, полугородская, полустритовая и так далее. Я специально выбрал такой маршрут движения, чтобы на пути встречались города, чтобы все ехали по ужасной дороге и делали это непрерывно.

И вот, когда вы совершите этот третий акт, то есть сначала навыки, потом работа ночью, потом короткое мотопутешествие, то вы продвинетесь в вопросе управления мотоциклом только на определённую глубину. Вероятнее всего, вы сейчас спросите, а что дальше? А дальше нужно читать серию лекции, а может даже писать отдельную книгу.

Чему научил этот тренировочный выезд?

Каждый человек очень многому научился за это мотопутешествие. Мне это путешествие позволило, наконец-то, до конца изучить свою Honda Gold Wing. В гараже это сделать невозможно, а вот на трассе, когда скорость 50 км/ч да еще и в положение круиз-контроль, то вам становится скучно, и вы начинаете исследовать свой мотоцикл. Я в этой поездке понял как на разных настройках ведет себе мотоцикл, как коробка передач ведет себя на трассе, в чем разница между городом и трассой, на каком режиме и где ездить, как работает трекшен контроль, как работает газ. Также мотопутешествие позволяет разобраться с тем, как сделать так, чтобы ваше тело делало то, что нужно, а не то, что ему хочется в тот или иной момент времени.  

14 часов в пути – это очень много. Ни один мотопутешественик никогда не находится 14 часов в пути, все они, в основном, ездят в свое удовольствие. А вот при такой специализированной подготовке, когда это именно тренировка, ты понимаешь, что ты едешь не кататься, а именно тренироваться. И когда ты преодолеваешь этот маршрут, то очень многие вещи  становятся понятны, падает куча барьеров, рефлекторный уровень управления становится ведущим.

Я вам сразу скажу – это не конец тренировки, это определённая стадия некой разработанной мной системы тренировок. Есть еще и другие стадии. И заканчивается это все кругосветным путешествием. Только человек, прошедший все этапы тренировок и совершивший кругосветное путешествие, может говорить, что он дошел до вершины навыков, а все остальное – это подготовительные работы. Многие люди скажут: вы знаете, мне не надо ездить в кругосветные путешествия, мне достаточно езды по городу. Так и ездите, кто вас заставляет? Только не рассказывайте себе, что вы дошли до определённого уровня навыков, что вы профи и так далее. Не надо преподавать другим, не надо глупостям учить людей. Ведь даже те, кто прошли кругосветку, не все могут преподавать. Здесь дело даже не в самой кругосветке, ведь это тоже всего лишь упражнение, а в качестве выполнения этого упражнения, а качество у всех разное. Упражнение надо выполнить качественно, и в этом весь смысл.

Если предварительно человек проходит правильный курс тренировок и постоянно работает над собой, то вероятность того, что он будет принимать максимально верные решения за короткий промежуток времени очень велика. Приведем еще пример: человек, оказавшись за рулем в экстремальной ситуации, может, сам того не понимая, совершить правильные маневры и избежать аварии. А потом не понимать, как ему это удалось.

Автор статьи: основатель мотожурнала  «Roll-On», журналист, европейский ученый, глава НИИ «Памяти» им.Г.С. Попова, автор культовых научных работ  в области криминологии, психологии, социологии и философии  PhD. Олег Мальцев

Total
0
Репост(ов)

Добавить комментарий

Назад

Положение райдера при торможении

Вперед

Между райдером и байком: «Сцепление»

Похожие публикации