Энди Ибботт – тренер по езде на мотоциклах, писатель, автор, спортсмен, вдохновляющий спикер. Энди начал ездить на мотоцикле с 14-ти лет и его первым мотоциклом стал байк с двигателем 50 кубов Gilera. Но позже за годы работы он познакомился с множеством моделей мотоциклов. Шестилетняя карьера Энди в качестве журналиста, который писал о тестовой езде, дала ему глубокое понимание мотоциклов и их производителей. В 1996 году он познакомился с Калифорнийской школой супер-байкеров. Со своим другом и партнером Кейтом Коудом, Энди решил создать свою собственную школу, известную сегодня как Калифорнийская школа супер-байкеров Великобритании. Спустя 19 лет этот бизнес увеличился в масштабах.
Он был тренером многократного чемпиона мира Валентино Росси, Томаса Лютти, Сандро Кортези, британского чемпиона по супер-байку Лина Камеро и многих других. В 2011 году Энди развивал скорость на мотоцикле до 360 км/ч. Это привело к 27 сломанным костям, но не авария на мотоцикле, а обычная операция изменила его жизнь. В результате тело Энди пережило инсульт, что повлияло на его способность ходить и говорить. Ему сказали, что он никогда не сможет это сделать, но Энди смог восстановиться. Он стремится построить жизнь с нуля и смог создать успешную история, которую он с гордостью рассказывает сегодня.
С чего нужно начинать и какие ошибки совершает новичок-райдер Вы узнаете из беседы Энди Ибботта с PhD Олегом Мальцевым.
ОМ: Для меня большая честь встретиться с Вами! Я хотел бы поговорить о вождении мотоцикла.
ЭИ: Рад знакомству! Конечно, Вы обратились к правильному человеку!
ОМ: Давайте предположим, что существует некий молодой человек, которому понравился мотоцикл и он его купил. А что делать дальше? Понятно, нужно идти в мото-школу, но все мото-школы разные и я хотел бы спросить Вас, как профессионала, как бы Вы учили этого молодого человека, для того чтобы он ездил хорошо и безопасно?
ЭИ: При обучении любого человека, я использую некие три уровня, которые он должен пройти. Есть и четвертый уровень, после которого человек становится уже профессиональным гонщиком. То есть в начале, и гонщики и обычные райдеры учатся одинаково. И для меня не имеет значения сколько лет ученику, так как я обучал и 6-ти летних детей, и 95-ти летних стариков. Наша школа выпускает не много профессиональных гонщиков, из 100% учеников, только 5% станут профессиональными гонщиками. Но нашу школу с гордостью я могу презентовать всему миру, так как мы выпустили огромное количество чемпионов по гонкам. Я лично воспитал таких мировых чемпионов по супер-байку как, швейцарец Томас Лютти, немец Сандро Кортези и знаменитый Валентино Росси. Существует 4-е уровня обучения:
- Как человек взаимодействует с мотоциклом, то есть как он своим телом управляет байком;
- Зрение райдера, его глаза (очень важный уровень);
- Человек и машина;
- Техника.
ОМ: А чем отличаются первый и третий уровни обучения?
ЭИ: Разница в том, что это просто более сложный уровень по сравнению с предыдущими. Каждый предыдущий уровень является некой платформой для следующего. Первый уровень – это основы, здесь мы как бы учимся быть одним целым с байком. Что касается же третьего уровня — мы совмещаем первый и второй уровни и дополняем их более сложными пониманиями. Все уровни содержат по пять занятий. На первом уровне райдеры достигают больших результатов, далее прогресс менее заметен, за исключением уровня с глазами. И повторюсь, все райдеры начинают с первого уровня.
ОМ: А четвертый уровень – это специальная техника для гонщиков?
ЭИ: Четвертый уровень подходит для всех типов райдеров. В целом, на этом уровне преподаются такие же техники как на предыдущих уровнях, но более углубленно. Раскрывается больше нюансов успешной езды. Нарабатываются более сложные навыки вождения.
ОМ: Какие самые распространенные ошибки совершают новички при обучении вождения байка?
ЭИ: Обычно, на первом уровне – это ошибки с дроссельной заслонкой. Новички совсем не умеют ею управлять и как только у них начинает получаться ее правильно откручивать/закручивать, сразу же обучение начинает прогрессировать.
ОМ: То есть, основная проблема новичков – это открутить/закрутить газ?
ЭИ: Тут очень много нюансов, в зависимости, когда и как они это делают, при повороте или по прямой дороге.
ОМ: На сколько я понимаю, мотоцикл – это транспортное средство, которое не может стоять на месте, то есть он должен быть все время в движении для того, чтобы быть устойчивым. Является ли это основной проблемой вождения байка?
ЭИ: Да, так и есть. Байк совершенно не стабилен, когда скорость ниже 4 миль в час. Но все же, две основные проблемы для новичка – это неумение пользоваться дроссельной заслонкой и все время опущенный взгляд вниз, вместо того чтобы смотреть на дорогу.
ОМ: А вниз они смотрят, потому что у них нет правильной координации движений при вождении?
ЭИ: Дело в том, что в начале обучения райдеру сложно справляться с огромным количеством задач, он боится, что допустит ошибку. Для него все происходит очень быстро.
ОМ: Эту координацию лучше отрабатывать на стоячем байке, когда он не заведен?
ЭИ: Нет, потому что заведенный байк и не заведенный байк – это совершенно разные вещи. Особенно, когда человек уже может разгоняться до 8-15 км/ч, сила гравитации начинает по-другому действовать и на водителя, и на мотоцикл.
ОМ: Значит учиться координации нужно на медленно движущимся байке?
ЭИ: Приведу пример. Гонщики, которых я готовил для Британского чемпионата, оцениваются там по тому, как они в общем выглядят и ведут себя на байке. Возможно они сначала не так быстро едут, но если они делают все правильно, то разгоняться до предельных скоростей.
ОМ: То есть посадка играет огромную роль?
ЭИ: Да, это играет огромную роль. Но зависит от того, какое все-таки положение тела нужно, потому что бывает множество посадок при разных ситуациях. Например, гонщики перевешиваются самыми разными способами, это считается не правильным, но они это делают чтобы добиться правильного положения в определенный момент. Люди-инвалиды, например, должны заменять перевешивание другим положением. Или же есть люди, которые просто бояться перевешивания. Разные есть ситуации.
Текст подготовил журналист, сотрудник НИИ “Памяти”Мария Маркман