Энди Иббот — тренер по езде на мотоцикле, писатель, автор публикаций, спортсмен, вдохновляющий спикер. Энди ездит на мотоциклах с 14 лет. Его первый байк был с двигателем 50-кубов Gilera, но за годы опыта он познакомился со множеством моделей мотоциклов. 6-летняя карьера Энди в качестве журналиста, писавшего о тестовой езде, дала ему глубокое понимание мотоциклов и их производителей.
В 1996 году он познакомился с Калифорнийской школой супербайкеров. Со своим другом и партнером Кейтом Коудом, Энди решил создать свою собственную школу, известную сегодня как Калифорнийская школа супербайкеров Великобритании. Спустя 19 лет их бизнес значительно увеличился в масштабах.
Он тренировал Валентино Росси (многократный чемпион м ира), Тома Люти, Сандро Кортезе, Лин Камье (чемпион Великобритании по супербайку) и многих других. Энди также был заядлым бегуном и преодолел большинство трасс всемирной славы.
В 2011 г. Энди Ибботт побил собственный рекорд преодолев скоростной барьер в 360 км/ч, что в конечном счете привело к серьезной аварии и перелом 27 костей. Каждая его гонка, это всегда риск, граничащий между жизнью и смертью. Но не авария на мотоцикле, а обычная операция изменила его жизнь. Тело Энди перенесло инсульт, что повлияло на его способность ходить и говорить; ему сказали, что он никогда больше не сможет это сделать. Но Энди смог восстановиться и стремиться построить жизнь с нуля. Он создал успешную историю, которую с гордостью рассказывает сегодня. Сейчас он тренируется, чтобы стать триатлонистом.
Во второй части интервью с PhD Олегом Мальцевым, Энди Иббот рассказывает про нюансы контрруления, передачи и скорости.
ОМ: Давайте обсудим такой важный аспект как контрруление. В какой момент времени новичок должен начинать изучать контрруление?
ЭИ: На первом уровне обучения. Контрруление кажется запутанной штукой, так как если Вы хотите повернуть влево, Вы должны толкать байк вправо.
ОМ: На какой скорости перестает работать контрруление?
ЭИ: Контрруление перестает работать тогда, когда байк становится дестабилизирован, то есть это происходит, когда байк едет со скоростью меньше 10 км/ч.
ОМ: То есть, мне не надо использовать контрруление, когда я паркую байк в паркинге?
ЭИ: Нет, на паркинге не нужно этого делать. Обычно райдер паркуется со скоростью ниже 10 км/ч., а если он паркуется с большей скоростью… сможет ли он вообще запарковаться — вот вопрос, потому что это не допустимо.
ОМ: На какой скорости лучше учиться контррулению?
ЭИ: Контррулению должен кто-то научить, человек сам не поймет, как это сделать. И вот когда райдеру объяснили, как делается контрруление, он едет на комфортной для него скорости, и тренируется сам контррулению.
ОМ: Психологически очень сложно преодолеть барьер диссонанса: поворот на право – руль влево. Как преодолеть этот психологический барьер?
ЭИ: Может показаться удивительным, но у 95% людей проблем с этим не возникает. Они один раз этому научились и все. И тем не менее есть 5% людей у которых сложности с пониманием контрруления. Я и Кейт Коуд обучали контррулению следующим образом, мы садились на байк вместе с учеником сзади и заставляли его толкать руль в нужную сторону. И тогда райдер начинал восторженно кричать: «И это все?! Ничего себе!».
ОМ: На сколько сильно нужно толкать руль при контррулении, чтобы байк пошел в противоположную сторону?
ЭИ: Для того чтобы байк быстро повернул, нужно повернуть всего на 3 мм. Для более медленного поворота – 5 мм.
ОМ: Получается я толкаю руль от себя пока байк не наклониться, а потом уже доворачиваю в поворот. Верно?
ЭИ: Как только вы толкнули руль на 3 мм и байк наклонился, всё, Вам необходимо расслабится! Дальше байк сам стабилизируется.
ОМ: Достаточно просто толкнуть легко руль от себя чтобы байк начал входить в поворот, а дальше держим руль в этом положении и стабильный газ, пока байк не выйдет из поворота?
ЭИ: Верно. Вы потихоньку откручиваете газ, зависит от того на сколько быстро Вы хотите повернуть.
ОМ: Я не гонщик, я не умею ездить на спортбайке. Я спрашиваю исключительно про городскую езду.
ЭИ: Все то, что я сейчас объясняю относиться ко всем видам райдеров. Не важно где Вы едете. На самом деле, человек, который впервые садится на байк, у которого нет предубеждений – это идеальный ученик и его очень быстро можно всему научить.
ОМ: То есть, чем меньше человек знает, тем быстрее его можно обучить?
ЭИ: Абсолютно верно, 100%!
ОМ: Есть огромное количество споров, как входить в поворот. Например, можно ли использовать тормоз в повороте?
ЭИ: Это интересный вопрос. Когда речь идет об использовании тормоза во время поворота, есть разница обычный Вы райдер или гонщик. Обычный водитель должен закончить тормозить перед тем как он начнет входить в поворот, гонщик же должен закончить тормозить в середине поворота и начать дольше разгоняться. На счет уличной езды, есть действительно много противоречивых заявлений какой тормоз использовать: передний или задний. Из моей практики и многочисленных тестов на трассе, я с уверенностью могу сказать, что задний тормоз использовать не нужно, он Вам вообще ничего не дает. Больше того, если Вы резко и сильно затормозите задним тормозом, то заднее колесо оторвется от земли и байк вообще может перевернуться.
ОМ: А что будет с обычным водителем, если он закончит тормозить в середине поворота?
ЭИ: Дело в том, что дорога, по которой едет обычный райдер гораздо непредсказуемей, чем трасса гонщика. Гонщика могут направить флажками, да и в принципе он знает, как в общем выглядит трек. Обычному же водителю на повороте может помешать что угодно, камень или масло разлитое на дороге.
ОМ: Когда мы поворачиваем в городе, какой радиус поворота должен быть? Короткий или наоборот самый безопасный длинный?
ЭИ: Конечно, чем длиннее радиус поворота, тем лучше. Когда райдер поворачивает на коротком радиусе, очень близко к обочине, он безусловно сделает это быстрее, но при этом он может не заметить потенциальные опасности у себя на пути. Чем шире угол поворота человек берет, тем больше времени у него есть чтобы оценить обстановку и просто увидеть, что впереди. Такой поворот медленней, но гораздо безопасней.
ОМ: А на какой скорости должен осуществляться поворот для новичка? До какой отметки новичку нужно сбросить скорость перед поворотом?
ЭИ: Это зависит от самого поворота, от его угла. В целом, я рекомендую медленно входить в поворот, но выходить из него нужно быстро. Пока райдер проходит поворот, он оценивает окружающую ситуацию и набирает скорость.
ОМ: На сколько я понимаю, медленная скорость при повороте тоже опасна, так как чем меньше скорость, тем не стабильней байк?
ЭИ: Это зависит от того, почему Вы едете так медленно. Есть много факторов, например, топливо заканчивается или отвлечено внимание райдера. Но если скорость меньше 10 км/ч, возможно проще ногами пройтись. Для города средняя скорость поворота 40-50 км/ч будет нормальной, а вот для гонщика, такая скорость поворота – преступление. Например, самая высокая скорость, с которой я когда-либо ехал была почти 400 км/ч. И затем, когда я сбросил скорость до 150 км/ч мне казалось, что я еду 50 км/ч.
ОМ: По сути, если начинать учиться с трассы, где райдеры гоняют по 200 км/ч, передвигаясь по городу будет казаться, что ты вообще не едешь.
ЭИ: Все зависит от человека, все люди разные и есть множество подходов к обучению. Есть люди, которые очень быстро ездят, но совершенно не понимают, что они делают. И наоборот, может быть райдер, который любит медленно ездить, такой у него стиль, и он понимает, что он делает.
ОМ: Вы, как профессионал, по каким критериям определяете, что человек великолепно водит мотоцикл?
ЭИ: Великолепных, по-настоящему потрясающих гонщиков просто не бывает. Даже Валентино Росси не самый классный райдер. Я считаю, чтобы пройти правильно один поворот, нужно учитывать 138 вещей; Кейт Коуд учитывает 200 нюансов, Росси – 160.
ОМ: Один футбольный тренер мне когда-то сказал: «Покажите мне как человек принимает мяч, и я расскажу Вам про этого человека все.». Есть ли такой критерий у водителя мотоцикла?
ЭИ: Конечно, можно примерно определит станет ли человек чемпионом, посмотрев, как он водит байк. Например, Валентино Росси выиграл множество чемпионатов, Марк Маркес — шестикратный чемпион мира в классе MotoGP, и их отличает то, что Росси может очень хорошо ориентироваться на ходу, а Маркес просто все время сосредоточен на победе.
ОМ: Значит все дело в психологии?
ЭИ: Да, безусловно. У Росси, например, гораздо лучше психологическая подготовка, чем у Маркеса.
ОМ: И последний вопрос, я хотел бы задать об экипировке. Когда человек начинает учиться вождению байка, он старается надеть на себя как можно больше защитной экипировки. Далее, чем лучше он водит, тем меньше экипировки на нем остается. Где же золотая середина ношения защитной экипировки?
ЭИ: Даже если на улице 500 градусов жары, я всегда надеваю всю экипировку. По моему мнению, нужно всегда быть хотя бы в шлеме, перчатках и ботинках. Кожаную куртку я перестал носить уже много-много лет назад.
ОМ: По-моему, ботинки и шлем – это самое дорогое для райдера, поэтому они все их носят. Все всегда обсуждают шлем и ботинки.
ЭИ: Возвращаясь в 1980-ые, это было и в Британии. Тогда производители не выпускали комплекты. Был отдельно шлем, перчатки и ботинки. И на данный момент в Англии, очень мало людей кто носит меньше этого набора.
ОМ: Получается минимум экипировки – это шлем, перчатки и ботинки? Но желательно носить всю экипировку? Правильно?
ЭИ: Абсолютно! Просто нужно задать себе один вопрос: «Если на скорости в 60 км/ч райдера сбивает автомобиль, получит ли он меньше повреждение будучи в экипировке?»
ОМ: Да, конечно. Спасибо Вам огромное за это интереснейшее интервью!
ЭИ: Очень было приятно с Вами поговорить, спасибо!
Текст подготовил журналист, сотрудник НИИ “Памяти”Мария Маркман